Санкт-Петербург, Россия
тел.: +7(911)967-21-83

Проверки госорганов

Проверки налоговых, таможенных и антимонопольных органов. Проверки правоохранительных органов
Проверки госорганов

                                      Порядок проведения налоговых проверок
Несмотря на разницу проведения камеральных и выездных проверок, можно выделить их основные этапы, которые позволяют сориентироваться в том, сколько времени еще будет продолжаться проверка.

Независимо от типа, налоговые проверки можно условно разделить на семь основных этапов:

1. Ознакомление сотрудников проверяющего налогового органа с Вашими документами. При выездной проверке производится ознакомление с целым пакетом документов, при камеральной проверке – только с декларацией. Проведение налоговых проверок подразумевает как ознакомление с документами, так и тщательную арифметическую проверку показателей налоговой декларации. 

2. Направление налогоплательщику требования о предоставлении документов. При проведении выездной проверки такое требование направляется всегда, а при проведении камеральной – только лишь в случае выявления ошибок или противоречий в предоставленной налоговой декларации.

3. Анализ документов, представленных налогоплательщиком, направление запросов о проведении встречных проверок и осуществление иных мероприятий налогового контроля. Именно на данном этапе проводятся основные мероприятия, в которых и заключаются налоговые проверки.

4. Оформление результатов проведенной проверки, получение документов. 

5. Рассмотрение возражений налогоплательщика в налоговых органах и в суде. 

6. Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.

7. Окончание дополнительных мероприятий налогового контроля. 

                               Проведение проверок антимонопольными органами

В процессе хозяйственной деятельности любая компания может столкнуться с проверками, проводимыми антимонопольными органами. 

Проведение проверок регулируется следующими нормативными актами:

— Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

— Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

— Приказ ФАС России от 25.05.2012 № от 340 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации»;

— Приказ ФАС России от 25.05.2012 № 339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации».

Проверки ФАС могут быть двух видов — плановые и внеплановые
Плановые проводятся с периодичностью 1 раз в 3 года. Компания получает уведомление об их проведении не менее чем за 3 рабочих дня. С графиком проведения плановых проверок ФАС можно ознакомиться в открытом доступе. Это сайты http://fas.gov.ru/about/list-of-plans/ и http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/. О проведении внеплановых проверок организация получает уведомление не менее чем за 24 часа. Но есть внеплановые проверки, которые проводятся без уведомления. Это проверки по факту заключения ограничивающих конкуренцию соглашений (картели, вертикальные и иные соглашения) или заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ.

По формам проверки ФАС делятся на выездные и документарные
Выездные проводятся по месту нахождения проверяемого хозяйствующего субъекта и (или) по месту фактического осуществления деятельности. Документарные — по месту нахождения антимонопольного органа. Важно знать следующее. При проведении проверки антимонопольный орган не вправе требовать у проверяемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены антимонопольным органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Основанием проведения проверки всегда является Приказ руководителя антимонопольного органа
При проведении проверки:

Должностные лица обязаны предъявлять свои служебные удостоверения.
Антимонопольный орган вправе проверять деятельность структурных подразделений проверяемого лица, в т.ч. его филиалов и представительств.
Если действия должностных лиц оформляются протоколами, к ним прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при проведении действия.
Срок проведения проверок составляет не более 1 месяца с даты начала, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. Проверка может быть продлена на 2 месяца руководителем антимонопольного органа. Основания продления:

— проведение экспертиз, исследований, испытаний;

— осуществление перевода на русский язык документов, представленных проверяемым лицом на иностранном языке;

— проведение других необходимых мероприятий, без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица требованиям антимонопольного законодательства.

Но общий срок антимонопольной проверки не может превышать 3 месяца.

По результатам составляется акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр вручается или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу или его представителю не позднее последнего дня срока проведения проверки. Приложениями к данному акту являются протоколы проведения действий по осуществлению антимонопольного контроля, объяснения должностных лиц проверяемого лица, другие материалы.

Помните! Срок предъявления в антимонопольный орган письменных возражений на акт проверки – 15 дней с даты получения акта проверки.

После рассмотрения акта проверки, возражений проверяемого лица и иных материалов ФАС принимает одно из следующих решений:

о составлении докладной записки в целях проведения правовой экспертизы и решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
о приобщении акта и материалов проверки к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если проверка проводилась в рамках такого дела;
о передаче материалов проверки в соответствующий орган государственной власти по подведомственности в случае, если в ходе проверки были выявлены признаки нарушения законодательства, контроль исполнения которого не входит в компетенцию антимонопольного органа;
о передаче материалов проверки в структурное подразделение (отдел территориального органа), проводившее проверку, в случае отсутствия оснований для принятия мер реагирования или для приобщения к материалам дела, если проверка проводилась в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения акта проверки, может быть обжаловано в территориальный орган ФАС. Срок рассмотрения жалобы — 30 дней со дня регистрации. Срок совершения действий по исполнению решения –10 дней со дня принятия решения по жалобе.

По результатам проверки в случае выявления соответствующих признаков может быть возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. При этом должны быть соблюдены следующие сроки:

1 месяц для рассмотрения поступивших материалов и принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Издание приказа о возбуждении дела и создание комиссии;
15 дней со дня издания приказа о возбуждении дела и создании комиссии – вынесение определения о назначении дела к рассмотрению;
3 месяца со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению – рассмотрение дела комиссией ФАС.
Общий срок рассмотрения дела – 9 месяцев со дня вынесения антимонопольным органом определения о назначении дела к рассмотрению.

По итогам принимается решение, на его основании выдается предписание. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в течение 10 рабочих дней со дня оглашения резолютивной части.

Компания может обжаловать решение и (или) предписание антимонопольного органа двумя способами
Судебный порядок. Обжалование в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Административный + судебный порядок.
Внутренняя апелляция ФАС. Обжалование в коллегиальный орган ФАС в течение 1 месяца со дня принятия решения или выдачи предписания. Срок рассмотрения – 2 месяца + возможно продление на срок до 1 месяца. Принятое по итогам рассмотрения решение вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте ФАС http://solutions.fas.gov.ru/ .
Обжалование в арбитражный суд в течение 1 месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа ФАС.
Данные способы являются альтернативными. Решение о том, как действовать, компания принимает в зависимости от конкретной ситуации.

Важно знать! Акт проверки отдельному обжалованию в арбитражном суде не подлежит. Так как акт проверки только фиксирует обстоятельства проведения проверки. Он имеет доказательственное значение, носит информационный характер и не содержит предписаний властного характера, адресованных проверяемому, неисполнение которых может повлечь для него определенные правовые последствия (Постановление 9ААС от 16.04.2017 № 09АП-7428/2014 по делу № А40-47885/2013, Определение Верховного Суда РФ от 24.10.2014 № 305-КГ14-1951 по делу № А40-47885/2013).